Строительство и утрата

Разрешение на строительство храма

В апреле 1891 года церковный староста и прихожане Борисо-Глебской церкви обратились в Санкт-Петербургское Епархиальное управление с прошением о разрешении построить подле часовни в честь иконы Скорбящей Божией Матери каменный храм и представили план местности, назначенный под постройку.
В июле 1892 года Государь Император «...Высочайше соизволил разрешить из состава принадлежащей Кабинету Его Императорского Величества береговой полосы в селении Стеклянного завода, арендуемой Главным Обществом Российских железных дорог, выделить на условиях, какие будут определены по взаимному соглашению, участок в 580 кв. сажен для сооружения православной церкви, предоставив это участок в пользование сей церкви на все время ее существования».
19 ноября 1892 года означенный участок был принят в ведение Строительной Комиссии по построению храма. Акт с ее стороны был подписан настоятелем Борисоглебской церкви Павлом Космодемьянским, председателем Комиссии А. Д. Подкованцевым, церковным старостой А. Голуновым. План сверял с натурой архитектор А. В. Иванов.

Император Александр III пожертвовал участок земли для строительства храма

Император Александр III

Участие императора Александра Третьего в истории строительства нового храма не ограничилось только Высочайшим разрешением на отвод земли. Великим постом (13 марта 1893 года Император лично посетил Скорбященскую часовню вместе с императрицей Марией Федоровной, Великой княгиней Ксенией Александровной и Великим князем Михаилом Александровичем. Вскоре после этого Император пожертвовал необходимый для построения храма «прилегающий к часовне участок земли, принадлежавший, как и вся земля в селении Стеклянного завода, Кабинету Его Императорского Величества».

Утверждение проекта строительства храма

Из нескольких планов Скорбященской церкви, безвозмездно составленных, по предложению комиссии петербургскими архитекторами, комиссией избран и утвержден, как более удачный, план двух известных архитекторов: А. И. фон Гогена (1856–1914) и А. В. Иванова (1845–1917).

Архитектор А.И.фон Гоген

3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «...разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича».
Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли «забивкою шпунтовой перемычки» (сваями с анкерами).
Затем проект был представлен на рассмотрение Государю Императору Александру Третьему. 11 августа 1893 года проект А. И. фон Гогена и А. В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения.

Главный фасад храма. Проект А. И. фон Гогена, А. В. Иванова.
Утвержден в августе 1893 года

Строительство и торжественная закладка храма 

Строительные работы, начавшиеся в 1893 г., продолжались почти пять лет. 1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место строительства будущего храма. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма.

Митрополит Палладий (Раев)

Церемония торжественной закладки храма состоялась 12 июня 1894 года. Была заложена доска из массивного серебра, на месте постройки рабочие водрузили большой деревянный крест. Место закладки освятил митрополит Палладий (Раев).
К этому времени были выведены не только фундамент, но и высокий цоколь из красного петерландского гранита и начата кирпичная кладка. Грунт под церковью укрепили известняком и деревянными сваями (их было забито 600 штук).

Стеклянные кресты на храм были подняты в 1896 году

Скорбященский храм.
Фото из журнала "Нива"

К осени стены были выложены уже до купола. Летом 1895 года кладка церкви и черновые работы были окончены. Стены со сводами, арками, куполами и прочее сложены из кирпича на растворе из «серой извести»; в стены «для крепости в разных местах положены железные сваи. Крыша покрыта гальванизированным железом. Папертей перед входными в церковь дверями три, и все они сделаны также из красного гранита. Около церкви, с южной стороны, устроена довольно красивая, на фундаменте, ограда. Пол церкви поднят выше тротуара на 2 аршина 8 вершков и выложен метлахскими плитками, расположенными в шахматном порядке».
В 1896 году были подняты стеклянные кресты на храм. Стоимость ново построенного храма составляла примерно 200.000 рублей.

Внутреннее убранство храма

В 1897 году, когда достаточно просохли стены, были начаты живописные работы. Расписывание стен было поручено художнику декоративной живописи Садикову, а иконописание — Обществу вспоможения художникам

Интерьер храма

Внутреннее помещение церкви с хорами было рассчитано на 800–1200 человек. В храме было устроено два придела: главный — во имя Скорбящей Божией Матери и левый — во имя святителя Николая и св. пророка Илии. Авторы статей о новом храме отмечали изящество декоративных работ: массивных входных дверей, иконостасов, клиросных решеток и др., выполненных по рисункам архитектора А. В. Иванова.
Важнейшим украшением нового храма служили иконы, священные картины и отдельные изображения святых; купол, арки и стены церкви были сплошь покрыты орнаментами в виде звезд, цветов и крестов. В главном алтаре, на горнем месте, в великолепном киоте из белого мрамора, помещался образ «Матерь, несущая спасение» — копия с картины художника Васнецова.

В. Васнецов.
«Матерь, несущая спасение»

Над ней, в алтарном полукружии, располагалась большая картина, изображающая Тайную вечерю. Дубовый, позолоченный иконостас, вырезанный по рисунку Иванова резчиком И. П. Платоновым был трех ярусным. Такой невысокий иконостас давал возможность богомольцам видеть в алтарном окне прозрачное, выполненное из цветных стекол изображение Спасителя.
На ближайших к алтарю столбах помещены в дубовых киотах иконы святого пророка Ильи и святителя Николая. В куполе, на одной из четырех больших картин на восточной стороне была изображена — Божия Матерь «Всех скорбящих Радость».
В северо-западной части храма располагалась «удобная лестница с красивой металлической решеткой, которая ведет на довольно поместительные хоры».
Кроме священных изображений и орнаментов, на арках в разных частях храма написаны десять заповедей блаженства и шесть евангельских изречений. На одной из арок написана песнь Богородице.
В малом приделе в честь святителя и чудотворца Николая помещался двухъярусный дубовый иконостас.
По правую сторону главного алтаря был устроен большой дубовый киот с сенью для помещения чудотворного образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», который переносился в храм из часовни к богослужению по праздникам. В отсутствие чудотворного образа здесь помещалась его копия.
Пол, выложенный метлахской плиткой в шахматном порядке, мраморные престолы и жертвенники в алтарях дополняли великолепие внутренней отделки

«Один из лучших храмов Северной столицы»

Церковь  Божией Матери Всех Скорбящих
Радости. Фото 1900-е гг. ателье К.К.Буллы

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» поражала современников виртуозностью исполнения деталей и художественностью внутренней отделки.
«В настоящем виде своем новоустроенный на берегу Невы, в селении Стеклянного завода, храм во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и обилию света принадлежат к лучшим храмам северной столицы», — писали газеты того времени.

 

Освящение Скорбященского храма

Свт. праведный Иоанн Кронштадтский

Освящение нового храма происходило в два этапа: главный придел во имя Скорбящей Божией Матери был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином, а малый придел во имя св. Николая и пророка Илии освятил 3 декабря того же года о. Иоанн Кронштадтский.
«Прекрасная погода благоприятствовала торжеству и тысяча народа, пришедшего посмотреть редкий обряд освящения церкви, наполняли не только храм, но и на далекое расстояние окружности его во все время продолжавшегося богослужения».

Открытие прихода Скорбященской церкви в 1888 г.

Спустя несколько месяцев по освящении храма, в том же 1888 году, был вновь открыт приход Скорбященской церкви; к нему отделена была окраина Борисо-Глебского прихода за Обводным каналом — селение бывшего Императорского Стеклянного завода. Радости жителей его не было предела, когда они увидели у себя новый храм, так давно ими желанный, но о строительстве которого десять лет назад они не могли даже и мечтать.
Скорбященский храм был известен по всей России, он был одним из самых любимых и посещаемых храмов Петербурга. Не говоря уже о праздниках, даже в будничные дни он бывал переполнен молящимися. Молебны в часовне совершались непрерывно с восьми часов утра до шести часов вечера. Десятки и сотни богомольцев причащались в храме Святых Христовых Таин. 

Дом причта. Архитектор Г.Г. фон Голли

С 1899 года Скорбященская церковь стала самостоятельной в управлении своими доходами. В 1900 — 1904 гг. по проекту архитектора Г. Г. фон Голли напротив церкви был выстроен дом для причта (ныне пр. Обуховской обороны, 33)

К 1912 году при церкви уже были построены богадельня для престарелых, приют для калек. Попечителем этих заведений был Федор Никитич Таиров. Судя по архивным материалам, Скорбященская церковь практически через четыре года после получения самостоятельного прихода смогла построить несколько благотворительно-просветительных учреждений.

Строительство каменной часовни

Деревянная часовня, в которой находилась чудотворная икона, бережно сохранялась до 1907 года.

Деревянная часовня

11 июня 1907 года по проекту А. И. фон Гогена была заложена в том же стиле XVII в. каменная часовня на 600 человек, в правой части которой поставили первоначальную деревянную постройку. Она была освящена 20 декабря 1909 г., в первую годовщину памяти о. Иоанна Кронштадтского. Часовня была самой большой в России, и была очень богато украшена. При возведении здания использовался гранит. В декор фасадов, облицованных светлым зигерсдорфским кирпичом, органично вошли прекрасные мозаики работы В. А. Фролова, выполненные в 1908 г. в мастерской Зеркальной фабрики. Шатры были покрыты керамической черепицей, их венчали главки из золотой мозаики.

Каменная часовня . Фото нач. 20 в

Отличалась богатством внутренняя отделка. Стены и четыре колонны, державшие свод, покрывал черный, с белыми прожилками мрамор. Роспись была выполнена в «византийском стиле». Все арки и галереи покрывал узорный орнамент с золотом и серебром.
Чудотворная икона в золотой раме и драгоценной ризе, украшенной 2379 драгоценными камнями, в том числе 736 бриллиантами, располагалась на пьедестале из черного лабрадора под бронзовой сенью, где горели 60 лампад, различного размера и рисунка. Украшение чудотворной иконы оценивалось в 120 тыс. рублей.

Мозаика на западном фасаде церкви. Художник В. А. Фролов

Новая каменная Скорбященская часовня была освящена епископом Нарвским Никандром 20 декабря 1909 года.

Молебен в помещении деревянной часовни, находящейся внутри новой каменной. Фото 1913 г
 
Икона Божией Матери
"Всех Скорбящих Радость с грошиками" 

«Сходить на поклонение святыне, помолиться перед нею — душевная потребность каждого православного жителя Петербурга», — писала в начале века одна из столичных газет. Как вспоминает писатель Л. В. Успенский, перед иконой «Всех Скорбящих Радость» «всегда рыдала, молилась, шептала молитвы толпа…»

 

 

Новая роспись храма в 1913 г.

23 июля 1913 года исполнилось 25 лет со дня чудесного прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. К празднованию этого события в Скорбященской церкви и часовне под наблюдением знатоков древнерусского искусства Н. В. Покровского (1871–1931) и В. В. Суслова (1857–1921) были проведены большие живописные работы. Первоначальная роспись, выполненная С. И. Садиковым, и сразу же вызвавшая нарекания за несоответствие ее художественного стиля архитектурному облику храма, была заменена новой. Работу исполнял художник С. Т. Шелков по эскизам и под наблюдением епархиального архитектора А. П. Аплаксина.
Весь храм был расписан в красочном стиле 17 века. Роспись орнаментов напоминала роспись кремлевских палат царя Алексея Михайловича, а иконография была выполнена в духе Московского Большого Успенского собора. Судя по описанию, система росписи практически не изменилась, но стиль ее стал более соответствовать внешнему виду храма.

Матронушка-Босоножка

Портрет Матренушки-Босоножки.
Фото ателье К. К. Буллы

Здесь, у часовни чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 16 лет неотлучно молилась блаженная петербургская старица Матренушка-Босоножка. Она пришла сюда, на рабочую окраину с Васильевского острова, видя всенародную нужду в молитвенном утешении. Вместе с другим известным подвижником, странником Василием Босоногим, она собирала пожертвования для строительства Скорбященского храма и часовни, и по милости Божией удостоилась быть погребенной в ограде храма, рядом с часовней на берегу Невы.

Священномученик протоиерей Петр Скипетров

 

В 1898 году в новопостроенный храм был назначен священником протоиерей Петр Скипетров, который с 1912 года по 1918 являлся настоятелем Скорбященского храма и хранителем Петербургской святыни.
В 1918 году, при попытке революционных властей захватить Александро-Невскую лавру, протоиерей Петр Скипетров был застрелен выстрелом в лицо, когда он обратился к красноармейцам с призывом не производить насилия над верующими и не издеваться над народными святынями. Постановлением Священного Синода РПЦ в 2001 году его имя внесено в Собор святых новомучеников и исповедников Российских.

 

 

 

 

 

 

 

 

Судьба храма и часовни после 1917 г.

После 1917 года Скорбященская церковь просуществовала до начала 1930-х гг. В 1922 году с чудотворной иконы при «изъятии церковных ценностей» была снята украшавшая ее драгоценная риза.
Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода «Большевик», но позднее, в 1933 году храм разобрали на кирпичи (которые, по преданию, пошли на строительство ДК «Невский»), под предлогом расширения территории речного порта.
Такая же участь постигла в эти годы в Ленинграде большинство церквей, выстроенных в «русском стиле», находившихся не только на рабочих окраинах города.

Скорбященская часовня
в советское время.

Часовня продолжала функционировать как обновленческая церковь с 1932 по 1938 год, затем и она была закрыта, а здание было передано Володарскому районному штабу МПВО, что спасло часовню от сноса. Она устояла, но лишилась шатрововых наверший с золотыми главками и крестами, затем часовня долго служила заводу резиновых изделий «Гуммилат», который разместил здесь свой цех, забросав место погребения Матренушки-Босоножки производственными отходами.

Церковь Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»)

Чудотворная икона, сохраненная прихожанами, в конце 1940-х годов была передана ими в церковь Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»), которая к этому времени была уже открыта.

 

Возвращение часовни верующим

В начале 1990-х годов часовня была возвращена верующим. Территория бывшей церкви с сохранившейся часовней передана С.-Петербургской епархии. С 1992 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, расположенного недалеко от города Волхова Ленинградской области.

 

Трудами настоятеля и братии монастыря храм восстановлен. Возрождено внутреннее и внешнее великолепие храма: восстановлены шатры, золоченые главки, установлены, как и в дореволюционные годы, кресты с хрусталиками, отреставрировано внутреннее убранство, сделан новый иконостас с иконами работы иконописца Георгия Гашева.

Икона «Всех скорбящих Радость 
с грошиками» в киоте

По благословению игумена Пахомия написана точная копия чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Воссоздан киот, который точно повторяет оригинал. Киот освящен 30 января 1995 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром.

 

Современный вид часовни-храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость»