Результаты сбора информации для канонизации Матренушки Босоножки
Направления исследований:
- Костромская и Ивановские области (Кострома, Нерехта, Ванино, Антоново) — место рождения, крещения, вступление в брак, родословная (Государственный архив Костромской области (ГАКО), Государственный архив Ивановской области (ГАИО), краеведческие музеи)
- Москва — участие в русско-турецкая войне, подвиг сестры милосердия, вопрос о монашеском постриге (РГВИА, ГАРФ, АВП РИ, РГБ)
- Палестина — паломничество Матроны, монашеский постриг (Архив РДМ, ИППО, Иерусалимский Патриархат)
- Санкт-Петербург — 30-летний подвиг странничества, адреса проживания, основной этап жизни Матроны, родственники, реакция прессы на образ жизни Матроны и освещение дня ее кончины на страницах СМИ, круг почитателей Матроны, связь с Иоанном Кронштадтским (ЦГИА, РГВИА, БАН, ЦГАКФФД, РНБ, различные исторические музеи).
Ведется огромная работа в разных частях мира, в которой принимает участие большое количество человек, помогают в исследованиях и консультируют различные ученные, доктора наук, профессора российских и зарубежных ВУЗов.
Обнаруженные в результате исследований факты позволяют утверждать, что канонизация Матронушки сопоставима по масштабам с канонизацией св. Ксении Петербугской и св. Иоанна Кронштадского.
Последние архивные находки
Год рождения
В Государственном Архиве Костромской Области (ГАКО) обнаружены документы, дающие точные сведения о семье Матроны. Ревизские сказки 1834 года указывают год рождения Матренушки — 1833, а не 1814, как было принято считать до этого.
Сведения о семье и братьях
Согласно ревизским сказкам 1857 года у Матроны к тому времени появились еще два брата, помимо Александра, – Иван и Макар. Александр и Иван к тому времени были уже женаты, а Матрона – замужем. В архиве ЦГАКФД имеется фотография К.Буллы, где Матронушка сфотографирована с внуком Ивана - Павлом Румянцевым.
Петербургские квартиры
В Центральном Государственном Историческом Архиве Петербурга (ЦГИА) хранится «Дело о костромской мещанке Матроне Петровой Мыльниковой, называемой в народе «блаженная Матренушка»». Дело проходит по 1 Экспедиции, которая занималась вопросами, касающимися охранения и распространения православной веры.
Матронушка, согласно рапорту священника Андреевского собора ВО Андрея Нумерова, принимала у себя на квартире по адресу Средний проспект В.О., д.28/29 до 300 человек в день. Благодаря работе в ЦГИА и найденной переписке Консистории с полицейским управлением мы можем узнать некоторые Петербургские адреса Матронушки.
1. Средний пр. В.О., д. 28/29. Владелец доходного дома делал для Матренушки максимальную скидку — вместо привычных 96 рублей в год — 76 рублей.
2. Прописана была на Б. Морской. д. 53 в доме Бильдерлингов
3. Последние 15 лет жизни связаны с районом — так называемой «слободой при стеклянном заводе», с храмом и близлежащими домами. С Васильевского острова она переезжает в дом № 65 по шлиссельбургскому проспекту (ныне пр. Обуховской обороны), где проживает примерно около полугода
4. В процессе изысканий было обнаружено уникальное фото (до сих пор нигде не фигурирующее), где Матренушка стоит за спиной Иоанна Кронштадского, участвуя в службе при закладке камня дома купца Д. Л. Логинова 19 мая 1906 года, соседнего с домом ее проживания — (ныне пр. Обуховской обороны, д. 37)
5. Благодаря найденному в РГИВА документу — докладу губернатора Петрограда на имя императора Николая II — стало известно, что из дома № 65 Матренушка переезжает в дом № 43 по Стеклянной улице и живет там 12 лет. Найдена старая карта слободы.
6. Также в процессе исследовательских работ обнаружен доселе неизвестный дом, где Матренушка жила последние полгода жизни и там же почила - Шлиссельбургский проспект (пр. Обуховской обороны), д. 58
Место захоронения
Во дни кончины Матронушки население Невской заставы и причет Скорбященской церкви возбудили ходатайство похоронить Матренушку Босоножку в ограде церкви.
Решение зависело от светской власти — С.-Петербургского градоначальника Д. В. Драчевского и церковной — в лице митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского). Земля, на которой находилась Скорбященская церковь и часовня принадлежала Кабинету Его Императорского Величества, здесь никого не хоронили. То, что разрешение было получено — это своего рода прецедент, в котором можно усмотреть волю Божию, особую милость Божией Матери.
Духовное попечение о людях,
близких о. Иоанну Кронштадтскому
Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.
Эти люди запечатлены на фотографии, сделанной после погребения Матренушки в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном).
Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. № 58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех скорбящих Радости.
На фотографиях, которые мы приводим о. Иоанн Кронштадтский снят в кругу семьи Д. Л. Логинова и на закладке его нового дома, построенного против часовни во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости. На фотографии освящения будущего дома рядом с о. Иоанном Кронштадтским видим Матронушку, которая тоже, видимо, участвовала в этом событии. Дом был построен в рекордные сроки, часть здания затем была отдана городу для школ на 500 учеников.
Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства». В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого Михаила Григорьевича о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матронушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матронушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М. Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед СПб градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.
Разрешение похоронить
Найдено письмо Заведующему оброчными статьями Кабинета Его Императорского Величества из земельно-заводского отдела Министерства Императорского Двора о том, что Зам Министра Министерства Императорского Двора Генерал-Майор Волков разрешил похоронить в виде исключения при часовне или церкви Скорбящей Божией Матери на Стеклянном Матрену Петрову Мыльникову под названием Матренушки-Босоножки, умершую 30 марта 1911 года
Сведения о сыне Матронушки - Иване
В переписке Канцелярии Министерства Императорского Двора с Градоначальником С.-Петербурга найдены сведения о сыне Матронушки – Иване. Согласно найденным документам сын Матрены Петровны Мыльниковой работал на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге, в пушечно отделочной мастерской около 10 лет. Некоторое время там же работал его сын, внук Матронушки – Александр Иванович.
Ежегодные подношения (подарки) царской семье
В процессе изучения дел Канцелярии Министерства Императорского Двора и канцелярии и Канцелярии Ее Величества Императрицы выяснилось, что Матронушка, начиная с 1896 года, ежегодно поздравляла членов Царской семьи по случаю больших религиозных праздников, в день тезоименитства Государя, преподнося в качестве подарков иконы, просфоры, лампадное масло, различные предметы церковного обихода. Подарки, как правило, принимались, за исключением 1901 г., когда образ Николая Чудотворца, преподнесенный Государю Императору, был возвращен просительнице «в виду отзыва С.-Петербургской Духовной Консистории о желательности прекращения Мыльниковой приема посетителей и собирания с них денег на масло и свечи»
Прошение о разрешении строительства Алексеевского подворья или часовни
В 1904 г. Матронушка подает прошение на Высочайшее Имя о разрешении ей строительства иерусалимского Алексеевского подворья в Санкт-Петербурге на Стеклянном заводе, на углу Шлиссельбургского проспекта и Слободской улицы. В прошении ей было отказано в виду неопределенности материальных средств на строительство и отсутствия данных о согласии Иерусалимского патриархата на возбуждение ходатайства.
Обнаружена икона Божией Матери,
которая была подарена Матронушке в 1903 году в Иерусалиме греческим архимандритом Макарием Мильярасом. Очевидно, Матронушка была в паломничестве на Святой земле в конце 1903 года и получила эту икону в подарок. Специалисты по истории искусства говорят, что такие недорогие иконы изготовлялись в Иерусалиме для паломников с 70-х годов XIX в.
Запись о смерти мужа
В метрической книге Воскресенской церкви с. Горки Чириковы (Государственный архив Ивановской области) обнаружена запись, сделанная священником Димитрием Горским о том, что «бессрочно отпускной солдат» сельца Антоново Ногинской волости Иван Федоров Румянцев похоронен 13 декабря 1870 года на приходском кладбище. Т. О. В конце 1870 г. Матренушка овдовела. К тому времени сыновья Ивана Федоровича и Матрены Петровны были уже взрослыми: Андрею было 18, Ивану – 17 лет.